Факультет Экономики и Управления СПбГУТ

Факультет Экономики и Управления Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
  •    
  • in Russian
  •   
  • in English

Учебно-исследовательский проект "Студенческий BPM"

Печать
В апреле 2011 года на факультете Экономики и Управления стартовал уникальный учебно-исследовательский проект в области Управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM). Участниками проекта являются студенты, выпускники и аспиранты, объединенные общими целями в изучении подходов BPM, основанных на описании, моделировании, анализе, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, а также принципе непрерывного циклического совершенствования.

Цели проекта:

Приобретение знаний и навыков работы с востребованными современными методами, технологиями и системами управления бизнесом; развитие навыков командной работы, самостоятельного поиска информации и изучения материалов; освоение, исследование и сравнительные испытания BPMS систем, разработка и применение методики освоения комплексных информационных систем.

Актуальность проекта:

В течение последних десятилетий произошли значительные изменения в понимании, концепциях и методиках управления бизнесом. Изменения в моделях бизнеса, привели созданию новых подходов управления, основанных на применении информационных технологий. Важнейшая задача в новом веке - «сближение» информационных технологий и бизнеса, что и является одним из основных преимуществ использования процессного подхода и систем BPMS.

Методика процессного управления привлекает многие предприятия своей гибкостью. Подход BPM, основанный на моделировании бизнес-процессов, позволяет быстро вносить в них изменения и тем самым открывает организациям возможность оперативно адаптироваться к изменениям внешних условий. Благодаря этому, актуальность и востребованность BPM систем в мире растет.

По данным исследования аналитической компании IDC, рынок BPM систем становится одним из самых быстро растущих сегментов рынка корпоративного ПО и, сегодня, превышает 20млрд$.

В России рынок BPM растет вслед за западом, с некоторым отставанием. В настоящее время формируется понимание руководителей об эффективности процессного подхода и наступает переломный момент от индивидуального использования к массовому применению. Наиболее широкое распространение подход BPM получил в отрасли телекоммуникаций, банковской сфере и розничной торговле.

Наряду с ростом популярности BPM подхода, на российском рынке наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров. Дефицит специалистов препятствует инновационному развитию предприятий, организаций и государственных структур и замедляет рост экономики страны.

Воспитание специалистов в области BPM является важнейшей задачей для удовлетворения потребности предприятий индустрии, бизнеса, построения электронного правительства и обеспечения роста экономики страны в целом, за счет оптимизации оперативной деятельности, увеличения эффективности управленческих решений и повышения конкурентоспособности экономических субъектов.

Методы и средства работы:

Вся деятельность проекта основана на методах командной работы, опирающихся на личное стремление каждого участника разбираться в новых профессиональных направлениях, достигать поставленных целей, как для собственного развития, так и для поддержания групповой динамики. Для регулирования и организации внутренней работы применяются разные методики управления проектами с использованием инструментов оптимизации (динамическое отслеживание, диаграммы Ганта и т.п.).

Помимо очных встреч и собраний значительная часть обсуждений и координация работы проводится с помощью современных информационных средств коллективной работы. Все участники, посредством интернет браузера (технология «тонкого клиента») из любого места имеют удаленный доступ к «электронной комнате», где и происходит большая часть активностей проекта. В электронной комнате сосредоточены автоматизированные инструменты управления проектом и все необходимые сервисы для аккумулирования знаний, обмена опытом, общения, коллективной работы с документами и многое другое. Так, например, в электронной комнате существует и наполняется каждым участником тематическая База Знаний.

Использование современных информационных технологий (единого виртуального пространства, видеоконференций, мультимедийных лекций) позволяет сделать работу в группе не только познавательной и интересной, но и увлекательной. Участники посещают лекции, семинары, и конференции в Санкт-Петербурге и Москве, а так же web-семинары компаний-производителей BPM систем.

Принципы процессного подхода применяются и в самой группе: действуют ряд процессных и проектных менеджеров (см. раздел «Участники проекта»).

Большое внимание во внутренних процессах управления командой уделяется принципам «управления на основе обратной связи». Все участники учатся не только слушать коллег, но и выражать свое мнение по самым различным вопросам. Участники делятся своими соображениями от общих ожиданий, до удовлетворенности конкретным мероприятием. Эти мнения являются одним из решающих инструментов для принятия управленческих решений и коррекции текущих активностей, методов и планов.

Изначально проект ориентирован на практические результаты и предполагает сближение теории, концепций, принципов и реальных задач бизнеса/организаций. Для обеспечения минимальной «оторванности» от практических задач изучаемой на первых этапах теории и повышения мотивации участников руководителем проекта регулярно организуются встречи со специалистами в области BPM, представителями компаний – производителей BPM решений и представителями бизнеса. Отчеты о встречах публикуется в разделе «Новости проекта».

Программное обеспечение:

Благодаря активному участию ФЭУ в программах сотрудничества с вендорами и опыту ЦППС, команда проекта имеет доступ к лидирующим на мировых рынках программам продуктам в области управления бизнес-процессами: IBM WebSphere BPM, IBM WebSphere Lombardy, ARIS, WebMethods, Tibco (Gartner 2010, 2009) .

Задачи проекта:

Стратегическими задачами являются изучение, освоение и сравнение платформ IBM WebSphere BPM, IBM WebSphere Lombardy, ARIS, WebMethods и обретение практического опыта их эффективного применения.

Следуя пропагандируемому концепцией BPM и Enterprise Architecture подходу, команда проекта быстро адаптируется к новым условиям и обстоятельствам, постоянно анализируя и пересматривая текущую деятельность в ракурсе целей и с учетом изменяющихся внешних факторов. Так формируется гибкая политика и «адаптирующийся организм», что, само по себе, в современных условиях, является важнейшим опытом для всех участников проекта.

Развитие знаний, навыков и компетенций участников происходит в согласии с подходами эволюционного итеративного развития. Руководителем ставятся конкретные тактические задачи, которые, после их успешного выполнения на простом уровне, рассматриваются и решаются на следующих, более сложных, уровнях.

 


«Имея доступ к лидирующим технологиям и системам управления бизнес процессами, мы намерены стать уникальными специалистами, закрепить за собой и факультетом звание «Центра компетенций в области BPM» и создать команду, способную решать важнейшие комплексные задачи по внедрению современных методов и технологий управления экономическими субъектами». М.Ю. Арзуманян

 

 

certify

icon_nov_1